Достопримечательности Италии. Пантеон +

4736_pantheon_parisЭто величественное сооружение знает, наверное, любой турист. Все мы знаем, что изначально это был языческий храм всех богов, бывших, настоящих и будующих. Так и получилось, из языческого храма он стал христианской базиликой и до сих пор является действующей церковью, в которой проводятся католические службы.

То, что мы можем видеть сегодня, построено было в 126 г. Н. Э. при императоре Адриане на месте древнего Пантеона, разрушенного при пожарах, и воздвигнутого еще при Агриппе в 27 25 в. до н.э.. Об этом и в 21 веке напоминает сохранившаяся латинская надпись на фронтоне «AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).

Храм уникален своей конструкцией, которую можно было бы целиком поместить в огромный шар: высота его практически равна диаметру (43,44 м. на 43,44 м.). Соединение в архитектуре храма круглого зала (характерного для римских храмов) и прямоугольного портика с коринфскими колоннами (отличительноя особенность греческой архитектуры) не имело прецедентов на момент строительства Пантеона. В этом гармоничном сооружении соблюдены основные классические архитектурные критерии, благодаря чему его величесвенная красота со 2го века и на протяжении всего своего существования являлась образцом для подражания в мировой архитектре.

Пронаос (портик), или, так называемая прихожая храма, изначально возвышалась над площадью на 1,32 м., и на нее можно было ступить, поднявшись по пяти ступеням. А сегодня, чтобы наша нога ступила в Пантеон, туда нужно спуститься по пяти ступеням, так вырос Рим за 20 веков…

Одна из особенностей Пантеона его уникальный купол диаметром 43,44 м., строительство которого стало возможным благодаря применению особых методов, как, например, использование все более легких строительных материалов по мере возвышения купола: ближе к основанию был использован бетон с прослойками кирпича, в среднем слое бетон с туфом, в более высокой части купола, ближе к центру, использовали бетон с вулканической лавой.

Особая методика была применена и для цементирования бетона, интересно, что эксперты считают, что сегодня, используя современные материалы, купол такой конструкции построить нельзя. До строительства купола Брунеллески в 1436 г. Купол Пантеона был самым большим из когда-либо возведенных человеком, более того, многие считали, что человеческие руки его построить не могли, и купол Пантеона называли куполом дьявола.

Пол в центре базилики поднят примерно на 30 см по сравнению с его краями, где расположены 22 сточных отверстия, и куда стекает вода, которая попадает в храм через отвертие в куполе. Интересно, что в Риме все еще ходят легенды, что из-за особой конструкции купола воздушные потоки не позволяют проникать в храм каплям дождя. Не хотите прийти в Пантеон во время дожня и удостовериться, правда это или нет? Замечу, что отверстие в куполе имеет диаметр 9 метров (народные легенды гласят, что оно было проделано дьяволом при побеге из божеского храма).

По поводу дождя исторические заметки говорят о том, что на самом деле в случае использования в базилике большого количества свечей, создавался так «называемый эффект камина» и попадающая в отверстие дождевая вода превращалась в дождевую пыль и частично испарялась.

Внешняя отделка не дожила до наших дней. На тимпане, или внутреннем поле фронтона, еще видны дыры от сорванных в средние века по приказу пап бронзовых украшений. Бронзовые же перекладины с портика и другие части храма были сняты по приказу папы Урбана VIII в 1625 г для литья балдахина Собора Святого Петра и для изготовления 80 пушек Замка Святого Ангела. По поводу этого папского «варварства» в Риме был написан знаменитый пасквиль: «Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini» что не сделали варвары, сделали Барберини (папа Урбан VIII был из рода Барберини).

i (3)В тот же период архитектором Бернини по заказу папы были построены две колокольни с обеих сторон фронтона, которые в народе сразу невзлюбили и окрестили «ослиными ушами» или «ушами Бернини», но, тем не менее, они просуществовали до 1883 года, когда были уничтожены. До наших дней дошли изображения «Пантеона с ушами», на самом деле смотрелись они очень негармонично.

Изнутри Пантеон отделан редким оранжево-коричневым полихромным мрамором с небольшими вкраплениями белого. Внутренняя отделка Пантеона прекрасно сохранилась, в том числе и потому, что на протяжении всего своего существования здание продолжало выполнять функции храма, сначала языческого, а потом и христианского, когда 13 мая 609 года византийский император Фока подарил этот храм папе Бонифацию IV, и храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), после чего до середины 8го века день 13 мая отмечался как праздник всех святых. С того времени церковь стала огромным реликварием куда свозились мощи первых христиан и великомучеников из различных римских катакомб.

В XV в Пантеон был украшен фресками, из которых самая известная и заслуживающая внимание «Благовещение» Мелоццо да Форли в первой капелле справа от входа. На протяжении многих веков в Пантеоне хоронили величайших людей разных эпох, от королей Италии до знаменитых архитекторов, таких как Аннибале Карраччи и Рафаэль. Стоит обратить внимание на надпись на надгробии Рафаэля (автор Пьетро Бембо): «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после смерти которого боялась умереть».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.